«Неизбежный шоколадный кризис». Почему весь мир может лишиться сладкого
Цены на какао-бобы бьют исторические рекорды, вынуждая производителей шоколада поднимать стоимость для потребителей по всему миру. Уже третий год спрос сильно обгоняет предложение, а в 2024-м на рынке может образоваться крупнейший в истории дефицит.
Стоимость шоколада определяет в первую очередь цена какао-бобов, из которых он производится. За 2023 год какао-бобы подорожали на Лондонской бирже (ICE) и Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) на 60–70%, а с начала 2024 года — еще на 37–40%, достигнув исторического максимума. «На рынке уже царит паника, но потенциально мы можем пойти еще выше», — предупредил аналитик Rabobank Пол Джоулз.
Котировки начали активно расти на фоне беспокойства относительно поставок из Западной Африки — на регион приходится более 70% производства какао-бобов. Лидеры в отрасли — Кот-д’Ивуар и Гана — столкнулись с серьезными проблемами на фермах из-за неблагоприятных погодных условий. Это привело к тому, что урожай сократился, а поставки сырья нарушились.
Экспортеры из Ганы прогнозируют, что поставки в сезоне 2023–2024 снизятся на 30–38%. На этом фоне нехватка какао-бобов на рынке неизбежна, заявила Международная организация по какао (ICCO). Эксперты предупреждают, что дефицит может достигнуть сотен тысяч тонн. Опрошенные Reuters аналитики говорят о потенциальной нехватке 375 тыс. т в текущем сезоне, а отраслевой обозреватель Bloomberg Хавьер Блас называет диапазон от 300 тыс. до 500 тыс. т. Если цифры окажутся верными, образовавшийся на рынке дефицит станет крупнейшим как минимум за 65 лет и, возможно, за всю историю, предполагает Блас.
В ситуации кризиса крупные производители шоколадной продукции уже планируют варианты сокращения расходов в следующие несколько лет и готовятся к тому, что повышение цен на какао-бобы ограничит рост их доходов в 2024 году. Причем подорожание сырья вынуждает кондитерские компании как за рубежом, так и в России поднимать цены для потребителей.
Вирус, хуситы и Эль-Ниньо
Одной из главных причин подорожания какао-бобов являются продолжительные несезонные дожди в Западной Африке. В том числе из-за них урожай в Кот-д’Ивуаре с 1 октября 2023 года по 4 февраля 2024-го упал на 39% в годовом выражении. Поставки из Ганы снизились на 35%, а из Нигерии — на 32%. «Мы все сейчас сталкиваемся с неизбежным шоколадным кризисом», — заявил Хавьер Блас.
Кроме того, из-за дождей стал активнее распространяться вирус опухших побегов какао (CSSVD). Болезнь может инфицировать растения какао на любой стадии развития, ее штаммы могут приводить к опаданию листьев и отмиранию других частей растения. Из-за CSSVD только Гана потеряла более 500 тыс. га ферм, на которых производилось какао. На решение проблемы местная компания Cocobod направит часть кредита, выданного Всемирным банком в размере $200 млн.
Впервые вирус был выявлен в Гане в 1936 году. Лекарства от этого заболевания нет, поэтому зараженные деревья обычно просто выкапывают, но после этого землю нельзя засевать в течение пяти лет. Раньше фермеры пересаживали деревья на новые территории, но с 2017 года, когда Гана и Кот-д’Ивуар присоединились к экологической инициативе «Какао и леса», практику запретили. По мнению Хавьера Бласа, подскочившие цены будут стимулировать фермеров Западной Африки сажать новые деревья и улучшать уход за старыми, которым уже почти 25 лет и они более уязвимы к плохой погоде и болезням.
На урожае также сказалась жаркая и сухая погода, установившаяся в регионе из-за Эль-Ниньо — это климатический феномен, в результате которого экваториальная часть Тихого океана становится теплее обычного, но не более чем на три градуса. Вице-президент брокерской компании The Price Futures Group Джек Сковилл заявил, что доступность какао из Западной Африки остается ограниченной именно из-за Эль-Ниньо. Аналитики Commerzbank добавили, что на производство какао-бобов негативно повлиял сухой и пыльный ветер харматан.
Другие причины
Кроме того, поддержку ценам оказывает слабеющий курс фунта, пишет Reuters со ссылкой на одного из дилеров.
ICCO отмечает, что дополнительное давление на цены оказывает напряженность в Красном море. Из-за участившихся нападений йеменских хуситов на связанные с Израилем суда поставщикам пришлось перенаправлять танкеры в обход Африки, и тарифы на фрахт резко выросли. Стоимость доставки грузов по альтернативному маршруту дороже на $3 тыс. за один контейнер, отметил в разговоре с РБК Pro аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Добавляет проблем новый этический кодекс Евросоюза. Закон запрещает реализацию в странах блока какаобобов, кофе и природного каучука, произведенных на территориях, где до этого были вырублены деревья. На складах ЕС скопилось около 200 тыс. т кофе и 150 тыс. т какао-бобов, и часть продукции, произведенной с нарушением новых норм, должна быть уничтожена или продана за пределы стран объединения до декабря 2024 года.
Такая идея может выглядеть неуместно на фоне того, что запасы какао-бобов третий год подряд снижаются. К концу текущего сезона объемы могут упасть до рекордно низких уровней, последний раз наблюдавшихся в 1970- х годах, отмечает Хавьер Блас. По его словам, учитывая задержки в доставке, это означает, что у отрасли уже почти нет запасов.
Крупные финансовые риски для производителей
Дефицит какао-бобов на мировом рынке вынудит производителей шоколада снижать объемы выпускаемой продукции, что в итоге может негативно отразиться на объемах продаж и чистой прибыли компаний, рассказал РБК Pro Владимир Чернов.
Впрочем, кризис уже дает о себе знать: падение продаж из-за роста цен на какао-бобы уже зафиксировала вторая крупнейшая в мире кондитерская компания Mondelez International и американский производитель шоколада Hershey. В начале февраля гендиректор последнего Мишель Бак сообщила, что удорожание какао ограничит рост прибыли компании и в 2024 году. На фоне увеличивающихся расходов Hershey также приняла решение уволить до 5% сотрудников.
Под угрозой также оказались европейские производители — помимо повышения стоимости какао по ним ударят изменения в этическом законе ЕС. Топ-менеджер швейцарского производителя шоколада Barry Callebaut Николя Мунар заявил, что ограничения на ввоз какао-бобов представляют для компании существенные финансовые риски. Евросоюз является крупнейшим рынком для Barry Callebaut, закупающей около 20% мирового урожая какао для производства.
Проблемы с какао-бобами возникли в трудные времена для производителей сладостей, считает старший отраслевой экономист CoBank Билли Робертс. За последние три года помимо цен на какао резко выросла стоимость сахара — котировки подскочили более чем на 85%. Причем инфляция по всему миру ускоряется, из-за чего потребители повсеместно урезают траты. Аналитик CFRA Research Арун Сундарам прогнозирует, что в 2024 году тенденция сохранится, что негативно скажется на прибыли кондитеров.
Из-за проблем с урожаем в Гане — втором в мире производителе какао-бобов — американская продовольственная компания Cargill и местные фирмы Cocoa Processing и Niche Cocoa Ghana почти полностью остановили работу заводов, простаивающих уже несколько месяцев. Источники Bloomberg сообщали, что прекратить производство также могут подразделения швейцарской Barry Callebaut и сингапурской Olam Group.
Впрочем, складывающийся дефицит и резкое удорожание сырья для изготовления шоколада являются проблемой не для всех. Какао-бобы производят не только в Западной Африке — так что кризис в регионе идет на пользу фермерам из Эквадора, Бразилии, Индонезии и Перу. Того же, впрочем, нельзя сказать о земледельцах из Котд’Ивуара и Ганы: правительства стран жестко контролируют рынки и самостоятельно устанавливают официальные цены, из-за чего фермерам приходится продавать урожай на 70% дешевле оптовой цены. Это приводит к росту контрабанды в соседние страны, где фермеры получают более высокую прибыль.
Прогнозы по биржевым ценам и акциям производителей
Аналитик Bernstein Бруно Монтейн рассказал CNBC, что в предыдущие несколько десятилетий на рынке был зафиксирован неустойчивый спад, но в перспективе стоимость какао-бобов будет только расти. Менее оптимистично настроен руководитель отдела сырьевых товаров Citi в Северной Америке Аакаш Доши. Он полагает, что котировки могут упасть примерно на 20% и составить $4500–4800 за тонну. Из-за скачка котировок снизились продажи крупнейших игроков в отрасли, что привело к падению их акций. Так, к началу февраля бумаги Hershey (HSY) потеряли 30% по сравнению с пиком в мае 2023 года. На этом фоне Morgan Stanley понизил рейтинг акций компании и заявил, что с осторожностью относится к среднесрочным перспективам HSY. Аналитик холдинга Памела Кауфман установила целевую цену $183 за бумагу (потенциал падения — примерно 6,3%).
Morningstar, наоборот, считает акции Hershey недооцененными. Аналитики подчеркивают, что компания является лидером на рынке шоколада в США, причем у нее есть ценовое преимущество, достигнутое за счет масштабов производства. Это, в свою очередь, позволяет снизить себестоимость единицы продукции и затраты на доставку.
Кроме того, акции Hershey приносят дивидендную доходность в размере 2,5%, что примерно в два раза выше, чем в среднем по S&P 500 на середину февраля.
Аналогичного мнения придерживается аналитик Bernstein Алексия Ховард. В конце января она повысила рейтинг акций Hershey, отметив сильную ценовую политику компании, привлекательную оценку акций, а также увеличение объемов и доли рынка благодаря внедрению новых продуктов. Ховард установила целевую цену для HSY в $235 (плюс 21%).
В России цены на шоколад продолжат расти
Производители шоколада во всем мире вынуждены повышать стоимость продукции, так как на фоне подорожания сырья для его производства вырастет себестоимость, которую всегда отражают в ценах для конечных покупателей, объясняет Владимир Чернов. Он допускает, что рост цен на какао-бобы может привести к подорожанию горького шоколада с высоким содержанием какао в течение 2024 года на 70–80%. Примерно на 20— 30% могут вырасти цены на молочный шоколад.
Российские кондитерские фабрики и их руководители еще в середине декабря 2023 года предупреждали о повышении цен на свою продукцию с начала 2024 года в среднем на 15–20% из-за роста цен на сырье и упаковку, возросших транспортных расходов и изменения курса рубля. Среди них было российское подразделение швейцарской Barry Callebaut и подмосковная кондитерская фабрика «Господарь».
Однако с начала 2024 года стоимость какао-бобов увеличилась еще на 31%, поэтому нельзя исключать дополнительного повышения отпускных розничных цен на шоколад в ближайшее время еще на 10%, допускает Владимир Чернов. Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев в октябре 2023 года в разговоре с BFM заявил, что если общемировая цена на шоколад вырастет на 40%, то для российских компаний она увеличится на 50% из-за изменения курса валют.
Рост цен на какао-бобы сохранится, и к 2028 году рынок вырастет до $17,4 млрд с $13,86 млрд в 2023-м, рассказала в разговоре с Forbes старший партнер консалтинговой компании «НЭО-Центр» Елена Устюгова. В России это закономерно приведет к подорожанию продуктов, содержащих какао, то есть шоколада и кондитерских изделий, уверена она.
Эксперт добавила, что подорожание шоколадных изделий произойдет только к концу марта—апреля 2024 года, поскольку сырье, которое сейчас используется на производстве, было куплено по старым ценам. Основатель консалтингового агентства Redoo Светлана Андреева подтверждает, что запасы производителей, сделанные один-два года назад, заканчиваются и есть серьезные опасения, что к весне они будут вынуждены существенно поднять цены, чтобы хотя бы частично компенсировать затраты.
Источник статьи: РБК*
*ссылка кликабельна